В статье анализируется судьба российского книгоиздательского и полиграфического комплекса в период Первой мировой войны (1914–1917 гг.). Исследуется фундаментальное противоречие между взрывным ростом спроса на печатную продукцию (новости, пропаганда, специализированная литература) и глубоким кризисом отрасли, вызванным экономической дезинтеграцией, ресурсным дефицитом и информационной блокадой. Прослеживается предвоенная эволюция отрасли, её зависимость от импорта бумаги и процессы монополизации. Подробно рассматривается, как война сначала стимулировала издательскую активность, а затем привела её к коллапсу из-за нехватки бумаги, топлива и краски, паралича логистики и политической борьбы. Делается вывод, что этот кризис стал прологом к последующей национализации и установлению государственной монополии на печать после Октябрьской революции.
Ключевые слова: Первая мировая война, российское книгоиздание, полиграфическая промышленность, бумажный кризис, издательский спрос, информационная блокада, пропаганда, цензура, монополизация, национализации типографий.
Библиографическая ссылка
Антонова Н.М. 1 КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2025. – № 4(45);
URL: vestnikkguki.esrae.ru/48-640 (дата обращения:
15.12.2025).